• SYNAA

  • Binturong

  • Patanjali Ayurved Limited

  • Shri Ganga Pharmacy

  • Vyas

  • Sri Sri Ayurveda

  • Baidyanath

  • Himalaya Herbals

  • Aasha_Herbals

  • Raj Rasayana Herbals

  • Shahnaz Husain

  • Biotique

  • Dabur

Введение в аюрведическую кулинарию. Практическое применение аюрведической теории - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

Введение в аюрведическую кулинарию. Практическое применение аюрведической теории 23.11.2011

Введение в аюрведическую кулинарию. Практическое применение аюрведической теории

Каким же образом лучше всего приступить к применению всех понятий и теорий на практике?
Неплохой способ - изучать продукты постепенно. Рассмотрим белый сахар, у которого сладкий випак, что обычно считается благоприятным для здоровья признаком. Однако он относится к продуктам раджасического рациона и обладает согревающей вирьей, что говорит о раздражающем воздействии на ум (раджасическое свойство) и согревающем - на кишечник (согревающая вирья). Воздействие белого сахара на организм настолько сильно, что большинство аюрведических специалистов пользуются им очень осторожно, а чаще всего, вообще не рекомендуют (Некоторые врачи-аюрведисты используют сладкую расу и сладкий випак белого сахара - оба эти свойства охлаждают организм - для успокоения питты при определенных, кратковременных состояниях пациента. Однако регулярно употреблять белый сахар они не рекомендуют). Гораздо чаще рекомендуются подсластители саттвической природы успокаивающие ум, и обладающие сладким випак (полезны для кишечника) - такие как мед, кленовый сироп или тростниковый сок.

Еще один пример - мороженое, которое должно считаться тамасическим продуктом, замедляющим деятельность ума и оказывающим тяжелое воздействие на весь организм. Не смотря на то, что его изначальный вкус (раса) сладкий, випак мороженого и его пост-пищеварительный эффект - кислый. Сахар, который в нем содержится, и кислый пост-пищеварительный эффект мороженого способны вызвать процессы брожения и образование огня в теле, особенно в толстом кишечнике.

Рассмотрим более вдохновляющий пример - персики. Они саттвичны, успокаивают ум и способствуют установлению внутренней гармонии в организме. Персики отличаются сладким випак, поэтому стабилизируют пищеварение. Если вам придет в голову заморозить персик, его свойства заметно изменятся - он станет тамасическим. При консервировании он станет раджасическим, поскольку в консервной банке в нем могут начать происходить процессы брожения. Но если просто съесть свежий персик, целый и невредимый, то к вам в организм попадает отличная, полностью саттвическая, сладкая и полезная еда.

Подобным образом, эти понятия можно применять к группам продуктов. Большая часть острых и пряных продуктов - таких как чили и другие виды перца, чеснок - относятся к раджасической категории. Они обладают острым випак, что указывает на их согревающее воздействие. В аюрведе такие продукты используется очень редко или небольшими порциями. Однако последнее посещение индийского ресторана, вероятно, могло навести вас на прямо противоположные мысли. Блюда, которые подают в индийских ресторанах, обычно очень вкусны, но отличаются чрезмерной остротой. Аюрведическая кухня должна быть гораздо более мягкой. Ее блюда вкусны, стимулируют аппетит и пищеварение, но не обжигают, так как аюрведа заботится как о вашем кишечнике, так и о языке.

Некоторые продукты, относящиеся к категории раджасических и со сладким випак, используются для конкретных целей. Например, раджасический бараний горох (нут), богатый белком, может составить отличный завтрак, с которого следует начинать день, когда вам предстоит много тяжелой физической работы. Еще один пример продукта со сладким випак и раджасической природой - сушеные финики. Было бы очень странно, если бы в центрах медитации, где повара знакомы с аюрведой, каждый день подавали бы нут или финики. В энергетическом смысле, это было бы вредно - ведь и тот, и другой продукт возбуждают ум и вызывают желание проявления физической энергии. В аюрведе финики считаются приворотным зельем.

Злоупотребление теми или иными продуктами может спровоцировать их переход из саттвической категории в раджасическую. В особенности это касается бобовых. Большинство бобовых, если употреблять их в умеренных количествах, укрепляют саттву, однако чрезмерное количество может привести к процессу брожения в кишечнике, и, как следствие, к усилению раджаса, особенно у человека с конституцией вата. Вспомните о каком-нибудь своем знакомом с конституцией вата - каким раздражительным, невеселым и нервным он может стать, если у него начинаются проблемы с кишечником. Именно по этой причине бобы иногда относят к категории саттвической пищи, а иногда - к  раджасической. То же самое можно сказать и о сушеных продуктах. Слегка подсушенная пища, вымоченная должным образом, может оставаться саттвической, но если ей злоупотреблять, образуются газы и раздражается кишечник, что больше соответствует раджасическому влиянию пищи на организм.

Приведенные ниже списки продуктов по випак является всего лишь отправной точкой для изучения. Автор не может ручаться за точность информации, так как специалисты по аюрведе нередко подвергают сомнению те или иные пункты.

I.  Продукты со сладким випак, то есть те, которые оказывают успокаивающее воздействие, стабилизируют, увлажняют и добавляют или помогают сохранить массу тела. В умеренных количествах они обычно не раздражают кишечник:  тыква, картофель, капуста белокочанная, кабачки, огурцы, абрикосы,  ананасы сладкие, апельсины, виноград свежий и сушеный, вишня сладкая, дыня, инжир свежий и сушеный, нектарины, мандарины, манго сладкие, гранаты, клубника, яблоки, сливы сладкие, финики сушеные, некоторые виды бобов, грибы, греча, овес, пшеница, рожь, рис, чечевица, фасоль, горох свежий и сушеный, кукуруза свежая и сушеная, орехи: кедровые, грецкие, миндаль, фисташки, фундук; семечки, сельдерей, пастернак; масло: кукурузное, кунжутное, подсолнечное, миндальное, кокосовое, сливочное и топленое (гхи), соль морская, сахар, молоко и сливки свежие и др.

II.  Продукты с кислым випак остаются кислыми после метаболизма, увлажняют и смазывают ткани организма. Однако они  могут стать причиной раздражения кишечника и процесса брожения, если принимать их в избыточных количествах или в течение продолжительного времени: творог, сыр рикотта, сливки, сметана, йогурт свежий и несвежий, кефир, масло сливочное соленое, мороженое, помидоры,  сливы  кислые, вишня кислая, лаймы, грейпфруты, манго неспелые кислые, виноград зеленый,  бананы и др.

III.  Продукты с острым випак, то есть те, оказывающие осушающий и облегчающий эффект после метаболизма. Они могут вызвать воспаление или избыток тепла в кишечнике, если принимать их в избыточных количествах или в течение продолжительного времени:  капуста цветная и броколли, морковь, редис, турнепс, перец сладкий и чили, сельдерей, чеснок, шпинат, лук - репчатый, зеленый и порей;  ревень, оливки, соленья, горчица, масло касторовое и белой горчицы, семечки кунжута и тыквы, сыры мягкие подсоленные и твердые, яйца и др.

Как питаться по-аюрведически. Пошаговое руководство

1. Для начала, необходимо очистить свой рацион питания от химических пищевых добавок, фаст-фуда, жареной пищи, продуктов брожения и замороженных продуктов.

2. Заметьте разницу между саттвическими, раджасическими и тамасическими продуктами и начните увеличивать удельный вес саттвических блюд в своем рационе питания (см. раздел "Пища и ум: саттва, раджас и тамас").

3. Отводите достаточно времени на еду. Расслабьтесь и позвольте организму хорошо переварить пищу.

4. При помощи аюрведического специалиста, выбирайте продукты, которые будут благотворно влиять на ваше здоровье (викрути)

5. По мере того, как ваш рацион питания будет оказывать благотворное действие на ваш организм, вы начнете замечать, что становитесь чище в помыслах и делах. В этот момент можно приступить к более конкретным требованиям по поддержке и укреплению своей конституции (пракрути).
6. Не пытайтесь быть "совершенным" или разработать идеальную диету. Ваш рацион питания будет постепенно меняться вместе с вами. Продолжайте питаться здоровой пищей, следуя тому рациону, который вам помогает, и изменяя то, что необходимо.

7. Пусть вся накопленная положительная энергия работает на вас, на окружающих, на благо всей планеты.
Не думайте, что для этого нужно дожидаться самого конца пути. Каждый человек в любое время может служить человечеству, и для этого необязательно дожидаться идеального здоровья!

(Амадеа Морнингстар, из книги "Аюрведическая кулинария для западных стран"); источник - портал по аюрведе http://www.avplus.ru/
 
Начало статьи:
- Введение в аюрведическую кулинарию.
- Введение в аюрведическую кулинарию. Саттва, раджас, тамас.
- Введение в аюрведическую кулинарию. Раса, вирья и випак.

Теги: как начать питаться по-аюрведически, пошаговое руководство по гармонизации питания

Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Оставте заявку и мы свяжимся с вами.