• SYNAA

  • Binturong

  • Patanjali Ayurved Limited

  • Shri Ganga Pharmacy

  • Vyas

  • Sri Sri Ayurveda

  • Baidyanath

  • Himalaya Herbals

  • Aasha_Herbals

  • Raj Rasayana Herbals

  • Shahnaz Husain

  • Biotique

  • Dabur

Психосоматические причины болезней. Часть 2 - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

 Психосоматические причины болезней. Часть 2

Психосоматические причины болезней. Часть 2

Читать Часть 1 >>>

«Аюрведа — искусство повседневной жизни в гармонии с законами природы». Васант Лад «Аюрведа. Наука самоисцеления».

Аюрведа – это не просто медицинская наука, это наука о Жизни. Слово «аюрведа» состоит из двух санскритских корней «Айус» и «Веда». «Веда» – знание, наука. «Айус» – жизнь. Но что же такое Жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к древнему Аюрведическому трактату, написанному мудрецом Чаракой около 1000 лет до н.э., «Чарака Самхите»:

«sarirendriysattvatma-samyogo dhari jivitam nityagascanubandhasca paryayair ayur ucyate»
«Жизнь – это соединение тела, органов чувств и органов действия, ума и души. Слово «айу» имеет синонимы дхари, дживита, нитйага и анубандха». (ЧС Су. 1.42)

Таким образом, Аюрведа имеет дело с Жизнью. Согласно приведенному выше стиху, Жизнь — это единство тела, ума и сознания (души), поэтому и здоровье, и болезнь имеют как физические, так и психические корни. Болезнь может начинаться в умственной, эмоциональной сфере, затем воздействовать на тело. И наоборот. Следовательно, если говорить о лечении, то оно должно затрагивать оба этих аспекта (физический и психический).

Аюрведа рассматривает человека в терминах его психофизической конституции через три Доша.

«vāyuḥ pittaṃ kaphaś ceti trayo doṣāḥ samāsataḥ vikṛtā-vikṛtā dehaṃ ghnanti te vartayanti ca»
«Вайю (вата), питта и капха - это названия трёх доша. Находясь в дисгармонии, они разрушают человеческое тело, и они же поддерживают его, когда пребывают в гармонии».
(А.Х.С. Су 1.6.)

Из этого утверждения можно понять, что баланс трёх доша – это здоровье, а дисбаланс – болезнь. (А.Х.С. Су 1.20). На санскрите термин Доша определяется как «душйати ити доша» – «всё, что наносит вред, есть Доша».

Следовательно, доша могут быть рассмотрены как патогенные факторы или то, что вызывает болезнь в теле. То есть, дисбаланс вата, пита и капха доша в теле вызывает болезнь.

Однако Аюрведа так же рассматривает роль гун как факторов умственного здоровья и благополучия:

«саттвам раджас тама ити гунах пракрити-самбхавах нибадхнанти маха-бахо дехе дехинам авйайам»
«Материальная природа состоит из трех гун - благости, страсти и невежества. Эти гуны, о сильнорукий Арджуна, обуславливают живое существо, когда оно входит в соприкосновение с материальной природой».
(Б.г. 14.5)

Подобно тридоша, формирующим физическую конституцию, существует тригуна, отвечающие за конституцию ума (психики). Понимание комбинации тригуна и тридоша определяет целостный взгляд на здоровье человека. На различных этапах жизни могут преобладать различные гуны, и каждая доша имеет различные психологические характеристики и склонности. Преобладающая гуна оказывает влияние на доша.

  • Когда в природе ума человека преобладает саттва, то доша будет проявляться позитивным образом.
  • Когда в природе ума преобладает раджас, доша тела будет нестабильна.
  • Когда тамас преобладает в природе ума, то доша будет проявляться негативным образом.

Объединяя эти две классификации (тригуна и тридоша), можно достигнуть точного показателя, где человек находится в жизни (относительно здоровья).

В Аюрведе существуют две различные, но связанные между собой классификации личности. Одна связана с телом, другая с умом. Наша природа определяется этой комбинацией типа тела и ума, и называется ПРАКРИТИ – индивидуальная, уникальная проявленная природа.

Каждое восприятие, мысль, чувство или эмоция — будь она положительной или отрицательной — это биохимическое событие, которое влияет на доша и оказывает воздействие на клетки, ткани и органы тела. Страх, гнев, скорбь, ненависть, зависть, чувство собственничества и другие отрицательные эмоции расстраивают равновесие доша. В то же время, когда доша выведены из равновесия, они дают начало этим же эмоциям или усугубляют их.

  • С увеличением ваты связаны: тревога, неуверенность, страх, нервозность, беспокойство, смятение, скорбь и печаль.
  • С увеличением питты связаны: гнев, зависть, ненависть, честолюбие, соревновательный дух, склонность к осуждению, язвительность и потребность контролировать ситуацию.
  • С увеличением капхи связаны: алчность, привязанность, чувство собственничества, скука, лень и апатия.

В парибхаса-сутре (корневая, содержащая в себе суть, сжатая фраза) Аштанга Хридайам Самхиты мудрец Вагбхата пишет:

«rāgādi-rogān satatānuṣaktān a-śeṣa-kāya-prasṛtān a-śeṣān autsukya-mohā-rati-dāñ jaghāna yo ‘-pūrva-vaidyāya namo ’stu tasmai»
«В глубоком почтении склоняюсь перед тем несравненным целителем, кто способен искоренить болезнь, начинающуюся с корысти, которая всегда распространяется в бесчисленных телах в бесчисленных формах, порождая суету, обман и безрадостность».
(А.Х.С. Су 1.1)

Здесь Вагбхата Муни утверждает, что три первичных патологических состояния, возникающих в результате Раги (страсти или корысти), провоцируют выход из равновесия телесных доша:

  1. Аутсукйа – беспокойство, тревога, страх, суета – порождает дисбаланс Вата-доша.
  2. Моха – безумие, иллюзия, обман – порождает дисбаланс Пита-доша.
  3. Арати – скука, безрадостность, уныние, апатия – порождает дисбаланс Капха-доша.

Кроме того, Аштанга Хридайам Самхита описывает качества каждой из трёх доша:

«tatra rūkṣo laghuḥ śītaḥ kharaḥ sūkṣmaś calo ‘nilaḥ pittaṃ sa-sneha-tīkṣṇoṣṇaṃ laghu visraṃ saraṃ dravam snigdhaḥ śīto gurur mandaḥ ślakṣṇo mṛtsnaḥ sthiraḥ kaphaḥ»
«Сухость, легкость, холод, шершавость, тонкость и подвижность – свойства доша-вата. Лёгкая маслянистость, проникновение вглубь, жар, лёгкость, дурной запах, текучесть и качества жидкости – свойства доша-питта. Маслянистость, холод, тяжесть, медлительность, гладкость, липкость и устойчивость – свойства доша-капха».
(А.Х.С. Су 1.11-12)

Вата, питта и капха обладают своими собственными качествами. При сочетании качества влияют или воздействуют друг на друга в соответствии с двумя фундаментальными принципами Аюрведы:

  • Подобное увеличивает подобное.
  • Противоположности уменьшают друг друга.

В Аюрведе выделяют десять пар качеств (Гурвадигуна)

«guru-manda-hima-snigdha-ślakṣṇa-sāndra-mṛdu-sthirāḥ guṇāḥ sa-sūkṣma-viśadā viṃśatiḥ sa-viparyayāḥ»
(А.Х.С. Су 1.18)

Эти качества встречаются как в окружающем мире, так в наших телах и сознании. Каждое из этих парных качеств представляет собой один из полюсов, между которыми лежат промежуточные состояния.

Каждый человек склонен занимать тот или иной полюс, и фактически вся наша жизнь – это выбор между двумя противоположностями. В Аюрведической медицине выделены десять пар качеств, они применимы к любой сфере жизни человека: музыка, архитектура, психология и т.д. И, так как человек всё время делает выбор, ему приходится что-то принимать, а что-то игнорировать. Баланс, или «золотая середина» – это и есть здоровое состояние, а выбор в одну сторону – болезнь. Принимая одни качества, но отрицая другие, жизнь перестаёт быть целостной. Целостность – значит, умение принять и ту, и другую сторону. Такой взгляд определяет психосоматический подход в лечении. Гурвадигуна определяют способность различных субстанций и явлений вызывать в теле и сознании определённые реакции, изменения. Сегодняшняя погода может ощущаться как легкая или тяжелая, она может быть текучей или сухой, подвижной (ветреной) или устойчивой, жаркой или холодной, облачной или ясной. Пища, которую мы едим, может проявлять любое из этих качеств.

Например, мороженое — тяжелое, влажное, холодное, мягкое и текучее. Кожа может быть жирной или сухой, шероховатой или гладкой. Настроение тоже может быть тяжелым или легким, пасмурным или ясным. Мышление бывает медленным или быстрым, ум — спокойным и устойчивым или подвижным и сверхактивным, ясным или затуманенным.

Итак, психосоматические проявления двадцати качеств:

  1. Тяжелая (Гуру) порождает темноту, невежество, тупость, сон
  2. Легкая (Лагху) порождает свежесть, проворство, любовь, веру
  3. Медленная (Манда) порождает лень, тупость, невежество
  4. Резкая (Кхара) порождает легкомыслие, жестокость, фанатизм, нетерпимость к мнению окружающих
  5. Холодная (Шита) порождает оцепенение, сон, страх, невежество, нечувствительность
  6. Жаркая (Ушна) порождает гнев, зависть, злобу, неосмысленные действия
  7. Сухая (Рукша) порождает беспокойство, нервозность, сострадание, желание помочь
  8. Маслянистая (Снигдха) порождает сострадание, побуждает к неосмысленному действию
  9. Мутная (Авила) порождает забвение, оцепенение, сон
  10. Ясная (Вишадан) порождает чистоту, отречение, умиротворение, веру в Бога
  11. Грубая (Отхула) порождает тупость, невежество, страх
  12. Тонкая (Сукшма) порождает эмоциональность, чувствительность, обидчивость
  13. Неподвижная (Стхира) порождает стабильность, веру, забывчивость, препятствия
  14. Подвижная (Чхала) порождает безверие, беспокойство, метание, неосмысленные действия
  15. Острая (Тишила) порождает быстроту, страстность, гнев
  16. Кроткая (Слакшна) порождает ненасилие, любовь, веру, терпимость, спокойствие
  17. Густая (Сандра) порождает силу, стремление к действию, основательность
  18. Жидкая (Драва) порождает привязанность, сострадание, скудоумие
  19. Жесткая (Катхина) порождает неудовлетворенность, зависть, силу, эгоизм, бесчувствие
  20. Мягкая (Мруду) порождает добродетель, мягкосердечие, ненасилие, веру в Бога

Эмоции, порождённые этими качествами, обладают сродством к определенным органам и, как следствие, влияют на их функцию.

Органы Желудочно-кишечного тракта:

  1. Мочевыделительная система.
  2. Почки – страх, разочарование, негармоничные взаимоотношения;
  3. Мочевой пузырь – страх открыться другим людям;
  4. Кожа – проблемы во взаимоотношениях, желание спрятаться, неуверенность, подавленные проблемы.
  5. Сердце и лёгкие – скорбь, печаль.

Эмоции имеют не только психический, но и соматический аспект. Эмоции — это реакции на различные ситуации. Если мы не понимаем свои эмоции и ясно не осознаем их развитие от возникновения до угасания, то они оказывают вредное воздействие на соответствующие органы, вызывая стресс и создавая условия для возникновения будущего заболевания.

Дереча Павел Геннадьевич (г. Тюмень)


Теги: 

Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Оставте заявку и мы свяжимся с вами.